1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-7 лет

Что должен уметь

ваш ребенок

 Логопед

 +7 (981) 153-20-40

Соловко Ирина Николаевна                 Опыт работы с 2002 года

 

Районы С-Петербурга  Кировский, Московский, Красносельский

 

Образование : Институт специальной педагогики и психологии

им. Рауля Валленберга Санкт-Петербург 2001

 

  Диагностика и коррекция  нарушений речи у детей  с 2-х лет

 

  •  ОНР ( общее недоразвитие речи )
  •  ФФН ( фонетико - фонематическое недоразвитие )
  •  ФНР ( НПОЗ ) - фонетическое недоразвитие речи
  •  ЗРР - задержка речевого развития
  •  дислалия
  •  дизартрия
  •  ринолалия
  •  дисграфия
  •  дислексия

 

Подготовка к школе.

 

1. Обучение чтению, развитие фонематических процессов, подготовка руки к письму, развитие зрительно - пространственных представлений. Профилактика дисграфии и дислексии.

2. Развитие лексико - грамматического строя речи, моторики, высших психических функций.

3. Развитие элементарных математических представлений, о количестве, соотношении величин, развитие внимания, памяти, мышления.

 

 

Развитие речи

  • произносить простые слова
  • называть всех членов семьи по именам

 

Окружающий мир

  • знать части тела и лица
  • уметь складывать башню или дом из 4-6 кубиков
  • стремиться разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его ( проявление исследовательской позиции )

Навыки обихода

  • проситься на горшок
  • уметь вставать на ножки без посторонней помощи, самостоятельно ходить
  • уметь пить из чашки и пытаться есть самостоятельно
  • понимать требования родителей
  • уметь ударить по мячу ногой
  • пытаться подражать другим детям или взрослым
  • давать игрушку в ответ на просьбу
  • уметь открывать ящики

Развитие речи

  • задавать первые вопросы
  • на детской площадке общаться с другими детьми ( подходить к ним, изучать, пробовать взаимодействовать)
  • говорить, вкладывая смысл в одно-два слова
  • копировать действия взрослого
  • искать помощи у взрослого
  • играть в прятки
  • понимать выражения "На столе" и "Под столом"
  • называть и показывать сколько лет
  • называть своё имя

 

Логическое мышление

  • уметь выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия
  • уметь  составлять простенькие пазлы, кубики с картинками собрать пирамидку без учёта размера колец, сложить стакан в стакан, матрешку в матрешку
  • построить башню из 8 кубиков. ( кубики ставит неровно ), может выставить кубики в ряд, имитируя поезд
  • во время игр использовать игрушки по назначению ( куклу кормит, машинку возит, конструктор разбирает\собирает, молотком стучит по гвоздику).
  • выполнять последовательность из 3-4 действий ("Встань, пододвинь стул, сядь на него, возьми бумагу")
  • различать 4-8 цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый)
  • сопоставлять одинаковые цвета: группирует красное с красным, зелёное с зелёным, синее с синим, жёлтое с жёлтым (Проверить можно следующим образом: "Посмотри, в этой кучке лежат жёлтые карточки, а в этой зелёные. Куда мы положим вот эту?") Может выбрать требуемый цвет ("Покажи, где зелёный?")
  •  различать 4 геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сопоставлять одинаковые формы  ("Посмотри, в этой кучке лежат квадраты, а в этой треугольники. Куда мы положим вот эту фигуру?")Может выбрать требуемую геометрическую фигуру ("Покажи, где круг?")
  • перед ребёнком можно разложить 10-15 карточек с изображением знакомых предметов. Далее, можно попросить ребёнка назвать, что на них изображено. Другим заданием можно попросить показать карточку с нужной вам картинкой ("Покажи, где нарисована кукла?"). В 1,5-2 года ребёнок называет 4-5 карточек. В 2,5 года называет почти все карточки

 

Физическое развитие

  • самостоятельно есть и пить, пробовать чистить зубы, вытирать тряпкой со стола
  • снимать варежки, снимать и надевать носки ,штаны, может снимать и надевать ботинки на липучке
  • подниматься и спускаться по лестнице (иногда могут освоить и вертикальную лестницу). Держится за поручень, может бегать, перешагивает через препятствия на полу
  •  встать на подставку высотой около 20 см, может подпрыгнуть
  • пробовать ловить брошенный мяч, бросает мяч в ящик
  • чиркать карандашом  вертикальные и горизонтальные линии
  • нарисовать карандашом овал ( грубой формы )
  • нагнуться за предметом, лежащим на полу
  • управлять губами: вытянуть трубочкой или растянуть в улыбке
  • надувать и втягивать щёки
  • пнуть мяч

 

 

Математика

Развитие речи

  • считать  5 -10 показывать соответствующее количество пальчиков на руке
  • владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.
  • знать основные цвета ( красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный )
  • знать основные геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник)
  • сравнивать предметы по величине, цвету, форме
  • сравнивать количество предметов
  • подбирать пару к предмету с заданным признаком

 

    .  зрительно воспринимать образы  и описывать увиденное

  • легко формировать простые предложения, постепенно переходя к сложным ( из 5-6 слов )
  • разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежда и т. д.
  • называть по одному признаку каждого предмета
  • знать названия основных действий людей и животных  ( лежит, сидит, бежит и т .д. )
  • повторять за взрослым стишки и песенки
  • знать свое имя и фамилию.
  • управлять силой голоса, говорить громко – тихо

Окружающий мир

Навыки обихода

  • знать названия и уметь показывать  домашних ( корова, коза, лошадь, кошка, собака и т. д. ) и диких ( волк, заяц, лиса и т. д. ) животных
  • знать названия 3-4 птиц ( воробей, ласточка, ворона ), 3-4 рыб ( кит, сом, акула ) и 3-4 насекомых ( кузнечик, бабочка, пчела)
  • знать названия основных растений: 3-4 деревьев ( береза, дуб, яблоня ) и 3-4 цветов ( ромашка, тюльпан, роза )
  • знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы
  • иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы
  • знать части суток - утро, день, вечер, ночь
  • называть явления природы - дождь, снег, ветер
  • самостоятельно одевать вещи
  • разрезать ножницами бумагу
  • пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т. д.
  • рисовать кружочки, точки, линии
  • обводить и раскрашивать картинки
  • знать основные правила гигиены

 

Математика

Логическое мышление

Окружающий мир

  • определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди
  • знать основные геометрические фигуры ( круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник )
  • знать все цифры  ( 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ) считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой
  • расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
  • сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну
  • делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов
  • знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры

 

 

  • находить отличия и сходства между двумя картинками ( или между двумя игрушками )
  • складывать по образцу постройки из конструктора
  • складывать разрезанную картинку из 2-4 частей,
  • не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание
  • называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету
  • отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках ? Почему ? Зачем зимой одевают теплые куртки?  Для чего нужны окна и двери в доме ? И т. д.
  • подбирать противоположные слова:  стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т. д.
  • запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т. д.
  • видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему
  •  различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают
  • знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются ( бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает )
  • знать всех домашних животных и их детенышей
  • угадывать по картинкам времена года
  • знать приметы каждого из них

Математика

Логическое мышление

Развитие речи

  • решать простейшие задачки и головоломки
  • вычитать и прибавлять к числу
  • определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз
  • считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами
  • сравнивать числа: равенства- неравенства, больше - меньше
  • понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько ? Который ? Какой по счету ?
  • знать состав чисел первого десятка
  • различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы.
  • знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб; геометрические тела: куб, шар, цилиндр, пирамида
  • знать знаки "+", "-", "=", "<;" и ">;"
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  • разделить круг, квадрат на две и четыре равные части
  • знать прямой и обратный порядок числового ряда

 

 

 

 

  • выполнять задания в которых необходимо выявить закономерность и продолжить ряд из предложенных предметов
  • находить лишний предмет из 4-5 предложенных предметов
  • составлять рассказ по предложенным картинкам, уметь заканчивать рассказ ( придумать конец )
  • разделять предложенные предметы на две группы и находить для каждой группы общий признак

 

  • называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, страну  в которой он живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают
  • знать домашний адрес, номер домашнего телефона
  • речь у ребенка должна быть максимально приближена к взрослой речи ( по качеству )
  • знать, что такое интонация, должен пользоваться ею для выражения своих эмоций.
  • отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, должен уметь их использовать
  • формулировать и задавать вопросы, строить рассуждения, спорить
  • вести диалог и монолог, составлять рассказы из личного опыта, изменять слова , образуя новые
  • знать много наизусть выученных стихотворений, сложных и больших по объему произведений
  • рассказывать он должен с выражением
  • использовать в речи антонимы ( слова с противоположным значением )
  • знать буквы , читать по слогам
  • определять количество слогов в словах
  • определять количество звуков в словах
  • определять место заданного звука в слове
  • анализировать звуковой состав слова
  • определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком» ударение» ударные гласные
  • различать гласные и согласные звуки
  • различать твердые и мягкие согласные

 

Окружающий мир

Навыки обихода

  • знать названия всех окружающих его предметов: мебель, посуда, одежда, бытовые и электроприборы, растений, животных, явлений природы, названия любимых мультфильмов, сказок, книжек, имена любимых героев

 

  • звонить по телефону
  • знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу
  • вести себя за столом
  • самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи
  • уметь застегивать пуговицы, завязывать шнурки
  • знать, что значит быть опрятным, должен уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды
  • знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.
  • знать название текущего месяца, последовательность дней недели

 Производство ИС  2016